Ирина .. предлагает Вам запомнить сайт «Наш дом»
Вы хотите запомнить сайт «Наш дом»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Как помочь малышу заговорить

развернуть

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
Как помочь малышу заговорить
🔹 Разговор с самим собой.
Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

🔹Параллельный разговор.
Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

🔹 Провокация, или искусственное непонимание ребенка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

🔹 Распространение.
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

🔹 Приговоры.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

🔹 Выбор.
Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

🔹 Игры с природным материалом.
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

🔹 Продуктивные виды деятельности.
На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

🔹 Замещение.
«Представь, что...» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

🔹 Ролевая игра.
Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

🔹 Музыкальные игры.
Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!


Источник →

Ключевые слова: воспитание, дети
Опубликовано 21.03.2017 в 17:14

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте

Поиск по блогу

Для самых маленьких. Зарядка…

Для самых маленьких. Зарядка в стихах

24 мар, 13:27
0 0
ФОТОЛИКБЕЗ. Как делать краси…

ФОТОЛИКБЕЗ. Как делать красивые фотографии на телефон

24 мар, 13:27
0 0
СТЕЖОК, ЕЩЁ СТЕЖОК. Нежные ц…

СТЕЖОК, ЕЩЁ СТЕЖОК. Нежные цветочки - вышивка крестиком

24 мар, 13:27
0 0
ДЕНЬ ПЕРВОГО БЛЮДА. Очень гр…

ДЕНЬ ПЕРВОГО БЛЮДА. Очень грибной и сильно французский суп

24 мар, 13:27
+1 0
Весёлые минутки. Не перебарщивай!

Весёлые минутки. Не перебарщивай!

23 мар, 18:20
+1 0
Для самых маленьких. Весенни…

Для самых маленьких. Весенние загадки

23 мар, 17:21
0 0
Самый густонаселенный остров…

Самый густонаселенный остров на самом большом озере

23 мар, 17:21
0 0
САД, ЦВЕТНИК И ОГОРОД. И на …

САД, ЦВЕТНИК И ОГОРОД. И на медведку есть управа!

23 мар, 17:21
0 0
ЛЮБИМЫЙ ЗАВТРАК. 12 лучших р…

ЛЮБИМЫЙ ЗАВТРАК. 12 лучших рецептов пасты для бутербродов

23 мар, 17:21
+1 0
ПОСИДЕЛКИ ВОПРОСИТЕЛЬНО-ОТВЕ…

ПОСИДЕЛКИ ВОПРОСИТЕЛЬНО-ОТВЕТНЫЕ. Что хочет женщина?

22 мар, 13:02
0 0

Последние комментарии

Лучшие темы
Миллион хитростей вязальщицам на заметку

Миллион хитростей вязальщицам на заметку

Всем нам знакомо желание сэкономить силы и время на рутинных мелочах и приемы, позволяющие это сделать — лайфхаки. Позвольте мне сегодня представить вам несколько таких приемов в вязании. 1. Держатели для клубков. Всевозможные приспособления, предназначенные для того, чтобы клубочек никуд…

9 мар, 02:19
+13 2
МАСТЕРИЛКА. Воздушный букет из одуванчиков

МАСТЕРИЛКА. Воздушный букет из одуванчиков

Скоро будут цвести одуванчики, для вас идейка, как сохранить воздушность надолго)) Итак, всё просто. Запасаемся: 1. Тёмными очками и панамкой (это только кажется, что час на солнце — это быстро). 2. Черновой вазой средней высоты. Я взяла обрезанную пластиковую бутылку, чтобы не жалко …

20 мар, 15:39
+12 1
ПЕТЕЛЬКА К ПЕТЕЛЬКЕ. Простые рельефные узоры спицами

ПЕТЕЛЬКА К ПЕТЕЛЬКЕ. Простые рельефные узоры спицами

12 мар, 19:20
+10 0
ПЕТЕЛЬКА К ПЕТЕЛЬКЕ. Подборка по вязанию каймы крючком

ПЕТЕЛЬКА К ПЕТЕЛЬКЕ. Подборка по вязанию каймы крючком

19 мар, 16:43
+10 1
Чем удалять пятна!

Чем удалять пятна!

15 мар, 16:32
+8 0
Весёлые минутки

Весёлые минутки

Муж обращается к жене: — Я выбираю здоровую пищу. — Отлично. И что же у тебя будет на ужин? — А на ужин у меня сегодня пять здоровых свиных отбивных с картошкой и здоровая такая бутылка пива. Пришёл парень поступать в институт. Всё хорошо, но при проверке анкетных данных стал оправ…

16 мар, 21:09
+8 1
Стихи-запоминалки - правильное ударение

Стихи-запоминалки - правильное ударение

Свёкла плакать начала, До корней намокла: – Я, ребята не свекла, Я, ребята, не свекла, Я, ребята, свЁкла. (П. Синявский) Сперва – Их на кусочки режьте. А следом – Открывайте рты – И с наслажденьем ТОрты ешьте! Ошибкой будет Есть тортЫ! (С. Белорусец) Отлетела от костра …

9 мар, 23:28
+8 1
Как кошка пытается с вами поговорить

Как кошка пытается с вами поговорить

Владельцы кошек знают, что их любимцы обладают очень своенравным характером. Эта особенность ярко проявляется, когда хозяин принимает ошибочное решение поиграть с ними в неподходящее время. В зависимости от ощущения уровня безопасности и комфорта настроение кошки может изменяться карди…

14 мар, 17:50
+8 1
НАЧИНАЮЩЕМУ МОДЕЛЬЕРУ. Построение выкройки основы юбки

НАЧИНАЮЩЕМУ МОДЕЛЬЕРУ. Построение выкройки основы юбки

Самое легкое изделие для новичков в швейном искусстве – это юбка! Предлагаю вам освоить построение базовой выкройки юбки, то есть выкройки-основы. Иначе говоря, выкройки прямой двухшовной юбки. На основе чертежа прямой двухшовной юбки можно построить и смоделировать юбку любого фасона…

7 мар, 15:13
+7 0
Трёхцветная кошка в доме: приметы

Трёхцветная кошка в доме: приметы

Природа наделила эту представительницу семейства кошачьих особой уникальностью. По непонятной причине с тремя оттенками шерсти рождаются только кошки и очень редко – коты. Трёхцветная кошка в доме, существуют разные приметы в отношении ее поведения. В каждой культуре присутствие животн…

7 мар, 15:13
+7 1
ПОСИДЕЛКИ ИГРАЛЬНЫЕ. Игры в резиночку

ПОСИДЕЛКИ ИГРАЛЬНЫЕ. Игры в резиночку

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок и даже изредка у мальчишек, как резиночка. Прыгали день напролет в любом удобном и не очень месте - школьные коридоры во время переменок, площадки во дворе, любой более-менее ровный участок земли, асфальта, квартиры. …

15 мар, 16:32
+7 1
Ребусы для детей

Ребусы для детей

Очень полезное занятие для детей и взрослых!

10 мар, 15:27
+6 2
Упражнения для похудения от доктора Бубновского

Упражнения для похудения от доктора Бубновского

Доктор Бубновский использует в своей практике различные упражнения, направленные на восстановление функционирования опорно-двигательного аппарата, устранения болей в суставах, поднятия тонуса мышц и общего оздоровления. Бубновский является автором собственного альтернативного направлен…

15 мар, 16:31
+6 0
15 предметов, которые давно пора выкинуть

15 предметов, которые давно пора выкинуть

Чтобы быть здоровым, мало ходить в спортзал три раза в неделю. Нужно избавиться от кучи мелочей, которые незаметно отравляют нашу жизнь. Речь, как ни странно, об обычных предметах, хранящихся на кухне или в ванной комнате. Мы даже не догадываемся, сколько вредного хранится в наших шкафа…

1 мар, 17:49
+6 0
СТЕЖОК, ЕЩЁ СТЕЖОК. Цветы в чашке. Схемы

СТЕЖОК, ЕЩЁ СТЕЖОК. Цветы в чашке. Схемы

Вышивка крестиком. Цветы в чашке. Схемы вышивки

17 мар, 13:23
+6 2